Отечественная образовательная система во время последних пандемических ограничений испытала серьезный шок. Чтобы сформировать относительно понятную картину происходящего, Вышкой (НИУ ВШЭ) за прошедший год было опрошено 36 тысяч студентов, а 14 октября началась Международная Российская конференция исследователей высшего образования. Участники обсудили проблемы, а также будущее новых форматов обучения.

Опрос по дистанционному обучению студентов показал удручающий результат

«Сегодня, когда первое возмущение прошло, уже можно говорить об определенной нормализации отношения к дистанту, — считает замдиректора Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Согласно проведенному опросу, сейчас мы видим 70% преподавателей, которые пришли к выводу, что дистант станет в скором будущем повседневной формой обучения. 50% опрошенных студентов все же предпочитают смешанный формат. И студенты, и преподаватели больше всего боятся потерять живое общение друг с другом. Поэтому относительно настороженное отношение к дистанту сохраняется».

— Мы ожидали, что при введении онлайн формата произойдет определенная индивидуализация обучения, — рассказывает Елена Суханова, директор Института образования ТГУ. — Студенты смогут выбирать свою собственную программу обучения. Увы, этого не произошло. Всего лишь чуть больше половины опрошенных студентов за последние полтора года имели возможность получить собственную программу.

Согласно проведенному опросу оказалось, что пока только 15% преподавателей используют разнообразные онлайн-материалы для преподавания, большинство же педагогов продолжают практиковать пассивные методы обучения. Студенты чаще, чем при фронтальном обучении использовали так называемую академическую нечестность.

— Больше половины студентов признались, что в «ковидный год» чаще использовали запрещенные материалы на аттестациях, чаще обращались к социальным сетям и копировали в своих работах части текста из других статей, — сетует Елена Суханова.

Психологическое благополучие студентов и преподавателей также обсуждалось на форуме. Участники пришли к выводу, что переход на дистанционное обучение в прошедший год значительно усилил чувство психологического дискомфорта. И студенты, и педагоги испытывали стресс и депрессию. Основная группа риска — студенты первых курсов и студенты из малообеспеченных семей.

— Нехватка материально-технической базы и недостаточное оснащение вузов, а также тот факт, что более четверти студентов не имеют подходящих условий для организации онлайн обучения, не дает возможности сформировать положительное отношение к дистанционному формату, — рассказывает Дмитрий Афанасьев, замминистра науки и высшего образования. — Невозможно решить все проблемы только упорной работой министерства. Необходимо взаимодействие всех педагогических структур.

Добавить комментарий