Вокруг документального фильма «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов», снятого во времена СССР на Центральной студии документальных фильмов режиссером Борисом Карповым, вновь сгустились тучи. Началось все вроде бы с анекдота: вдруг Сыктывкарский горсуд в июле 2021 года обратил внимание на никому не известный раритет ушедшей эпохи и признал его экстремистским. Но сказка стала былью: спустя несколько месяцев Минюст закрепляет это решение.

История признанного экстремистским фильма 1973 года привела к спецотделу КГБ Режиссер Борис Карпов. Фото: csdfmuseum.ru

Режиссер Борис Карпов умер в 1997 году, когда ему был 61 год. Снимал самые разные фильмы — о Есенине, Сергее Бондарчуке, Русской православной церкви и Большом театре. В начале 1970-х получил задание совсем другого толка: снял полуторачасовую картину на основе документов, как тогда говорилось, потрясающей разоблачительной силы в целях разоблачения роли сионистов в мировой истории. Поручение, судя по всему, исходило от Политбюро ЦК КПСС. Смотреть его сегодня просто смешно: обычный пропагандистский фильм, какие во множестве штамповали в СССР, Германии и других странах. Сегодня это бесценные свидетельства времени.

Интересно, что в разгар застоя картина в прокат так и не вышла, хотя была закончена в 1973 году с учетом поправок. Теперь фильм «Тайное и явное. Цели и деяния сионистов» неожиданно внесен Министерством юстиции РФ в список экстремистских материалов.

Историк кино Валерий Фомин жизнь положил на изучение документов советской эпохи, а теперь изумлен происходящим:

— Фильму уже больше сорока лет. Его сдавали около двух лет. Тогда был острый политический конфликт, шла арабско-израильская война, и СССР воевал на стороне арабов. Было принято политическое решение противостоять на всех фронтах набиравшему обороты сионизму. В Пятом управлении КГБ был даже создан спецотдел по его разоблачению. Думаю, что оттуда и дан был сигнал заказать такой фильм, чтобы ударить важнейшим из искусств по сионизму. Ну и ударили на студии ЦСДФ. Борис Карпов и его группа сделали фильм, но во время его приемки начались скандалы, в том числе и на самой студии. Основная претензия сводилась к тому, что авторы перевели стрелки со справедливой борьбы с сионизмом на еврейство в целом. То есть у них получилась антисемитская картина.

На студии прошло партсобрание. Оператор Соломон Коган написал большое письмо Брежневу, с которым у него были личные отношения со времен Малой земли, где Брежнев воевал, а Коган его снимал как фронтовой оператор. В нем говорилось, что это клевета на еврейский народ. А это недопустимо, и надо что-то делать. Судя по тому, как дальше все пошло — сбивчиво и непонятно, Леонид Ильич прямых указаний не дал, а велел замять это дело. Ведь он сам был женат на еврейке!

Как наказать авторов? Уволить с «волчьим билетом»? Видимо, и этого не хотели делать, искали компромисс. И команда Карпова два года дорабатывала картину. По всей видимости, фильм потихоньку использовали в локальных аудиториях, на спецпоказах, может быть, крутили в арабских странах, где у нас были сильные позиции.

— Это же факт истории, зачем теперь его поднимать на щит?

— Да, так можно дойти до 1948 года, когда боролись с космополитами. Я прочитал стенограммы собрания в Доме кино, где обсуждали поведение «антипатриотов».

Евгений Марголит, научный сотрудник Госфильмофонда РФ:

— Я изумился тому, с чего это вдруг стали запрещать то, чего никто не помнит. Может, с целью рекламы? Вроде бы там обнаружили фрагменты из нацистского фильма «Вечный жид», где использована логика Третьего рейха: посмотрите, какие они уродливые. Самое парадоксальное, что в реестр экстремистских материалов вносится картина, которая была запрещена и которую никто не видел. Если в нынешней системе запрещают эту картину, то это напоминает Шолом-Алейхема: «Слушайте, что вы мне говорите, что вы едете в Одессу, если я точно знаю, что вы таки едете в Одессу». За этим видится какая-то каверза. Вполне возможно, что соответствующие ведомства демонстрируют свою полезность. То с «Матильдой» идет борьба, то с «Тайным и явным». Делать людям нечего.

Добавить комментарий